Человеческое мышление представляет собой неразрывный сплав процессов упрощения множества деталей реальности и обратной детализации созданных обобщений. Две простые цитаты хорошо выражают сложность этого процесса: "Все модели неправильны, но некоторые из них полезны" (Джордж Бокс) и "Делай все как можно проще, но не проще, чем это необходимо" (Альберт Эйнштейн). Вся суть интеллекта и заключается в этом извечном балансировании между простотой и точностью.
Тоже самое относится и к любой технологии: она может быть достаточно простой и пренебрегать деталями, либо же достаточно точной и сложной. У любой технологии всегда имеются какие-то недостатки (ограничения), поэтому их эволюция может быть практически бесконечной (ограничиваясь лишь желанием и возможностями людей). Но прогресс не может быть постоянным: эволюция (в технологиях и в Природе) представляет собой перемежающиеся краткие периоды изменений с относительно долгими периодами стабильности. Для изменений нужны затраты ограниченных ресурсов, поэтому они вызывают сначала некое подобие хаоса (т.к. изменения делают систему временно "открытой"), но который рано или поздно опять сменяется равновесием и стабильностью.
Сейчас мы живем в период технологической стабильности, граничащей с ожиданием перемен. Причин для ожиданий много: какие-то технологии работают не совсем так, как мы того ожидаем, какие-то технологии всё никак не заработают, на какие-то их недостатки мы закрываем глаза, но наши потребности-то растут. Но главная причина заключается в том, что существующие компьютерные технологии имеют целый ряд фундаментальных противоречий, решения для которых могут предложить альтернативный путь развития. Именно их мы и рассмотрим далее.
* Компьютерный поиск может найти всё
Это утверждение может быть верным, если мы наложим ограничения на "всё". Так машинный поиск хорошо работает с простыми запросами (которые можно выразить при помощи одного-трех слов и которые помощь к поиску и рекомендует использовать) или те, которые достаточно уникально идентифицируют предмет. Но как только речь заходит о двусмысленных запросах, запросах состоящих из множества слов - у поиска начинаются проблемы. Что неудивительно, так как современный поиск ищет по тексту, а мы всегда стремимся обобщать и использовать двусмысленные слова, т.к. у нас не всегда есть время на детализацию всех фактов. Поиск не может восстановить потерянную таким образом информацию, поэтому в некоторых случаях он заведомо обречен на неудачу.
Обобщение рождает многие проблемы поиска, но может ли решить эти проблемы ранжирование страниц? Ранжирование представляет собой обобщение важности страниц, в соответствии с некоторым алгоритмом. Разумеется, что он не будет работать в некоторых случаях: например, на запрос "напиток" поисковик может дать ответы "Кола" или "Пепси" только лишь потому, что с эти напитки важны для большинства пользователй. Некоторые исследователи возлагают надежду на персонализацию, которая поможет вычислять важность на основе персональных предпочтений. Но эти предпочтения тоже являются обобщением: вы можете любить апельсиновый сок, но именно сейчас хотеть яблочный.
Решение: Точный семантический поиск
Ларри Пейдж однажды описал "совершенную поисковую машину" как такую, которая "понимает точно, что вы имеете ввиду и дает ответ точно такой, как вам нужно". По иронии, пока поисковые машины делают всё возможное, чтобы не соответствовать этому образу. Они основываются на изощренных математических методах там, где они иногда не смогут ничего дать в результате (без конкретного уточнения никакой алгоритм не может вывести к чему относится слово "оно"). Именно поэтому, поиск должен основываться только на смысле, который уточнять должны сами люди.
* Семантика, ограниченная экспертами, машинами, форматами и технологиями
Семантика частично уже давно доступна людям, причастным к программированию: по сути, объекты и действия приложения и составляют семантику некой предметной области. Эта семантика может использоваться людьми только при помощи пользовательского интерфейса, который связывает объекты и действия с образами или словами естественного языка. Семантический Веб сделал семантику еще более доступной. Однако, к сожалению, только для экспертов и машин. Его стандарты слишком сложны для восприятия обычным пользователем (и сами эксперты отмечают, что Семантический Веб не имеет удобного представления для пользователя). Другая проблема заключается в том, что, по сути, Семантический Веб только продолжает то, что начали бинарные форматы и XML: он представляет данные в более универсальном формате. Это касается именно данных, которые обычно упорядочены. Но в мире достаточно много и неупорядоченной информации, что делать с ней?
Отдельные технологии и форматы пытаются представить семантику собственными средствами, но это еще больше ограничивает ее. Так EXIF может содержать дополнительные "метаданные" для изображения, набор которых всегда ограничен. Онтология Семантического Веба может хорошо описывать определенную предметную область, но мы часто легко пересекаем границы областей (например, онтология музыкальных дисков может подразумевать имена артистов, но кто может гарантировать, что нам не понадобится выборка артистов, которые жили в определенном городе, в определенный период времени?). Metaweb (который сейчас является частью Google) предлагает автоматическое определение сущностей, каждой из которых может соответствовать множество различающихся написаний. Однако на их сайте написано, что они оперируют немногим больше дюжины миллионов таких сущностей. При этом сейчас живет несколько миллиардов людей (каждый из которых и является такой "сущностью"), мы используем несколько миллионов географических названий, произведений искусств, и т.п. и т.п. Готова ли данная технология к миллиардам сущностей и готова ли она предоставить алгоритм, который сможет точно отличать совпадающие имена в автоматическом режиме?
Решение: Доступная семантика
Нам необходима форма, которая сделает семантику доступной обычным пользователям. Эта форма должна связывать представления, понятные простому пользователю, с семантикой. Сейчас подобные связи устанавливают, в основном, приложения, но ведь для каждой идеи не создашь отдельное приложение. Более того, семантика должна представлять собой не набор ограниченных форматов, а, скорее, быть набором атомарных форматов, которые связаны между собой. На самом деле, каждое слово естественного языка является таким атомарным форматом. Именно поэтому вы можете знать, что такое "заяц" без углубленных познаний в зоологии или физиологии.
* Ложная аналогия для представления информации
Обычно, файловая система сравнивается с документами или книгами в офисе (поэтому мы используем такие термины как файл/папка/каталог). Однако эта аналогия соответствует внутреннему механизму управления документами, когда вы должны знать в какой папке находится та или иная информация. Но ситуация меняется, когда вы находитесь извне системы: тогда вы просто запрашиваете информацию и получаете ее (также, как ум не знает в какой части мозга расположена нужная информация). Этой "внешней" схеме запроса информации соответствует поиск, однако он несовершенен и быстро перенаправляет нас к внутренней схеме, предоставляя URI или пути файлов, которыми мы должны оперировать в последствии. В Интернете мы пользуемся все той же схемой: Веб серфинг по сути представляет собой простое копирование файлов.
Решение: Идентификация
Роль имен файлов и URI заключается в идентификации информации. Но так как эта идентификация ставит целью уникальность в пределах определенной компьютерной сущности (каталога или системы доменов), и на нее не накладывается никаких семантических ограничений (вы можете положить музыку в папку "Видео"), она становится бессмысленной. Вместо этого нам нужна идентификация, которая будет не только совпадать с той идентификацией, которую мы используем в реальной жизни, но также и расширять ее (так например, в реальной жизни у нас просто нет возможности идентифицировать отдельные эпизоды фильма или отдельные части приложения, которые мы обычно описываем при помощи нескольких предложений). Главная цель идентификации: отвечать на вопрос "Что это?" по отношению к любой информации, будь это веб страница или файл. Причем, результаты идентификации не должны теряться при копировании на другой компьютер, а, следовательно, она должна давать результаты, которые будут поняты на любом другом компьютере.
* Интерфейс, приложения, документация, коммуникации существуют в параллельных мирах
Интерфейс является частью семантики, абстрагируя смысл в той форме, которая удобна для пользователя или программиста, и т.п. Но в данный момент, интерфейс пользователя не является семантикой - скорее, он связан с семантикой приложения, представляя отдельный ее слой. Графический интерфейс, являясь вещью в себе, не имеет проблем только тогда, когда количество визуальных элементов ограничено (и когда мы их еще можем запомнить), при увеличении же их количества, у нас возникают проблемы: (а) невозможно выразить всё при помощи исключительно графики, поэтому всегда прибегают к помощи естественного языка, (б) невозможно работать с большим количеством элементов графического интерфейса (что решается при помощи вложенности, которая скрывает часть приложения, из-за чего мы с трудом находим возможности приложения), (в) невозможно переиспользовать элементы графического интерфейса. Простота графического интерфейса обычно достигаться путем либо (1) уменьшения количества возможностей приложения, (2) автоматизацией некоторых возможностей (при этом, некий "оптимальный" алгоритм при помощи обобщения опять же уменьшает возможности).
Документация тоже является частью семантики, о чем часто забывают создатели приложений. Впрочем, это не их вина, что до сих пор не предложен способ использования одной и той же семантики различными частями приложений.
Мода на блоги, социальные сети является одним из главных трендов Веба 2.0. Однако, хотя они и задумывались для коллаборации чаще они, как и другие средства коммуникации становятся вещами в себе: мы используем их только для общения, а их коллаборационный аспект практически не осваивается. Если так, то уникален ли и сам тренд? А есть ли принципиальная разница между Вебом, электронной почтой, обменом сообщениями, блогами? На самом деле, во всех случаях идет обмен информацией разными способами между отправителем и получателем. Веб: получатель (машина) посылает запрос, отправитель (машина) посылает ответ (хотя можно сказать, что получателем выступает пользовательская сессия в браузере). Почта: отправитель (почтовый ящик) посылает сообщение, получатель (почтовый ящик) проверяет наличие обновлений. Обмен сообщениями: отправитель (аккаунт) посылает сообщение и получатель (аккаунт) сразу получает его. Блог: отправитель (аккаунт) публикует сообщение, получатель (сессия в браузере) читает сообщение по ссылке. Все эти способы являются лишь различными видами транспорта для информации, и чьи внутренние особенности должны нас волновать только поскольку они доставляют информацию разным способом (как телеграф, телефон и обычная почта).
Решение: Семантика, как движущая сила
Семантика является ядром любой информации, но этого недостаточно без ее представлений и коммуникации. Первый аспект мы традиционно называем интерфейсом (в качестве которого выступают как естественные языки, так и бинарные форматы, графический интерфейс пользователя, Веб страницы, так и программные интерфейсы, и т.п.), второй аспект является транспортом (куда входят гипертекстовый протокол, электронная почта, блоги, социальные сети, и т.п.). В целом же механизм может работать так: (1) вы обнаружили ошибку в программе, (2) первым делом, вы идентифицируете саму ошибку и область ее применения, (3) само описание ошибки может быть не достаточно точным, но идентификация на шаге 2 позволяет другим пользователям точно сопоставить эту ошибку с другими ошибками в данной области приложения, или с документацией для данной области приложения, (4) также вы можете послать описание ошибки другим людям и это описание будет автоматически слито с их персональным пространством фактов.
Но стоит заметить, что проблемы семантики, в свою очередь, тесно завязаны на интерфейсе. Одна из ключевых функций интерфейса является ограничивание смысла (так каждое новое слово в предложении ограничивает контекст информации, а список в графическом интерфейсе ограничивает возможные значения). С ограничиванием же смысла тесно связано понятие контекста (часть информации, в рамках которой мы действуем в данный момент). Персонализация, поиск и каталог файлов являются лишь частными случаями контекста. Использование контекста может решить проблему множества взаимосвязанных фактов, с которой обычно сталкиваются люди, работающие с семантикой. В этих случаях семантическая композиция может или заменить приложение или облегчить проблему семантики на странице.
Как мы видим, большинство из существующих проблем так или иначе связаны со смыслом. Что и говорить, если до сих пор существуют понятия программирования и дизайна, то есть, с представлением информации в компьютерно-ориентированной форме (данные) и ее обработкой (код), а также с представлением информации в человеческо-ориентированной форме (интерфейс), но нет понятия семантической композиции, то есть, то, как информация организована сама по себе. С точки зрения семантической композиции, программирование и дизайн может делегировать ей часть своих функций. В самом деле, любая информация (например, веб страница) представляет собой мини-приложение, которое может отвечать на входные данные (запросы или вопросы) выходными данными (ответами), что, аналогично, например, простейшим приложениям для доступа к базе данных. Та же самая веб страница может иметь великолепный графический дизайн, но быть ужасной семантической мешаниной, в которой невозможно найти то, что вам нужно.
Нельзя не заметить, что описанные выше проблемы тесно взаимосвязаны:
- Семантическая композиция зависит от возможности точного поиска, который должен быть эквивалентным на разных системах
- Точный поиск зависит от идентификации, которая позволит точно сравнивать смысл запроса и информации
- Эффективность идентификации зависит от использования контекста, т.е. ограничений, накладываемых на интерфейс
- Контекст зависит от использования семантических отношений
- Использование же семантических отношений должно быть достаточно доступно для обычного пользователя, что подразумевает семантическую композицию
Поэтому ни одно из отдельных решений (как эффективный поисковик, система сущностей для идентификации, Семантический Веб, и т.п.) не могут решить все проблемы сразу. Необходим общий подход, который мы и описали выше. Конкретные же пути решения можно найти в статье "Как решить проблемы современного поиска?".
среда, 26 января 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий